Возникновение фарфоро – фаянсового производства на новгородской земле относится к XIX веку. Наибольшего развития эта промышленность достигла в 1910 году (производилось ок. 40 млн. изделий).
В 1830 – х гг. на берегах реки Ниши близ села Бронницы Крестецкого уезда Новгородской губернии по воле инженера П. К. Рейхеля, под руководством которого мостили щебенкой оживленный тракт Москва – Петербург, расположилась деревня с ветряной мельницей (Новая Мельница). Сын инженера после смерти отца в 1870 году попытался наладить деревообрабатывающее производство: начал изготовлять мебель, посуду. Однако ожидаемой прибыли производство не принесло, и в 1880 году мастерская закрылась.
Вскоре Рейхель заинтересовался выгодно поставленным делом купца Кузнецова – на станции Волхово, в 7 км от Чудова, действовала фарфоровая фабрика. Быстрому осуществлению намерений Рейхеля способствовало наличие богатых запасов местной красной глины и дешевой рабочей силы. Вскоре, в 1882 году, были построены два завода – гончарный и кирпичный.
С 1884 года предприятие, оснащенное новым оборудованием, перешло на выпуск фарфоро – фаянсовых изделий. Но выпускаемая посуда уступала по качеству кузнецовской. Многие изделия вовсе не расписывались. Кузнецовский фарфор, успешно конкурировавший с продукцией зарубежных фирм, ускорил разорение более мелких производителей, в том числе и завода Рейхеля. Один из представителей династии купец и лесопромышленник И. Е. Кузнецов, владевший наряду с Волховской фарфоро – фаянсовой фабрикой Чудовским стекольно – хрустальным заводом, выкупил заложенный Рейхелем завод (в 1892 году). Запустив производство, Кузнецов привез из Москвы мастеров по изготовлению фарфора, и в 1893 году завод начал давать новую продукцию. Вскоре ушло в прошлое и название поселка – Новая Мельница. По имени находившегося вблизи от нее самого крупного населенного пункта – Бронницы – фабрику стали именовать Бронницкой.
К началу ХХ века на Бронницкой фарфоро – фаянсовой фабрике работало 1100 человек, производилось ок. 890 тонн изделий в год.
В 1913 году было учреждено «Товарищество на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», состоявшее из девяти пайщиков, родственников Кузнецова. В «Товарищество» вошли Волховская фарфоро – фаянсовая фабрика и Чудовский стекольно – хрустальный завод, ГрУзинская и Бронницкая фарфоро – фаянсовые фабрики.
После Февральской революции в марте – апреле 1917 года на всех фарфоро –фаянсовых предприятиях Кузнецова были созданы комитеты и советы старост, взявшие под контроль производство. Выпуск изделий удалось наладить не сразу: не было запасов сырья и топлива, почти все оборудование в цехах находилось в плачевном состоянии. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны, фабрика работала с перебоями.
В ноябре 1921 года был создан Государственный трест фарфоро – фаянсовой промышленности Новгородской губернии – НовГубФарфор, в который вошли Бронницкая, ГрУзинская и Волховская фарфоровые фабрики.
В ноябре 1922 года по инициативе рабочих Бронницкой фабрики предприятие было переименовано в «Пролетарий». С 1925 года «Пролетарий» полностью перешел на выпуск фарфора.
В феврале 1942 года завод «Пролетарий» был эвакуирован в Красноярск. Оставшиеся рабочие наладили в этом же году выпуск печурок для фронта, готовили гипс для госпиталей. Корпуса завода сильно пострадали при бомбежках поселка, и когда в марте 1944 года началось восстановление завода, все пришлось начинать с нуля. К январю 1945 года выпускалось уже 90 тыс. фарфоровых изделий. В мае 1945 году открылось художественно – ремесленное училище. Уже в первый выпуск, в июле 1948 года, на «Пролетарий» пришли 62 квалифицированных формовщика и живописца.
В 1962 году завод реконструировали и принципиально изменили технологию производства. В 1967 году был освоен выпуск тонкостенного фарфора. Высокую оценку на выставке в Монреале получили медали с видами Новгорода. К 1970 году было намечено выпускать ок. 50 млн. изделий. Изготовление, обработка и декорирование значительного количества изделий стали поточными. В 1980 – е гг. четвартая часть всей продукции «Пролетария» декорировалась способом шелкографии, или сдвижной деколи, получали которую с Дулевского красочного завода. Значительная часть деколей изготавливалась по рисункам художников «Пролетария».
1976 год – директор фарфорового завода «Пролетарий» - Б. М. Купсик.
Наиболее известные мастера формы и росписи фарфора на заводе: старейшие художники И. П. Колонистов (работал с 1930 – х гг.), З. В. Алексеева (на заводе с 1937 г.), Е. М. Никулин, Ф. Н. Крохина (главный художник завода с кон. 1940 – х по нач. 1950 – х гг.), молодые художники Г. А. Хоменко, В. С. Яцун, А. И. Равкин, О. Н. Колокольцова, В. С. Петров, К. И. Тыркин, Е. В. Романова, В. А. Сосновских, и др.
Клеймо
пос. Пролетарий, Новгородская обл.
22 декабря 1976 – 22 декабря 1986