Они – самые разные. Есть с лукавой улыбкой, есть задорные, есть удивлённые, а кто-то с хитринкой в нарисованных глазах.
Главное отличие статуэток из фарфора, автором которых является художник-керамист, анималист Николай Абрамович, – они все очень и очень добрые.
Всё началось с одной статуэтки: упитанный улыбающийся полосатый кот с поднятой в приветствии лапой, стал первым подобным мурлыкой в моей коллекции. Потому что все остальные были просто кошками, сделанными из камня, глины, дерева… А у этого был характер, он был очень уютным, как живая кошка.
Чуть позже появились Сфинкс, Сиам, Британец, Мау и вся компания кошек, автором которых, как я узнала, был известный художник Н. С. Абрамович.
Именно эти весёлые и добрые статуэтки привели меня в мастерскую к Николаю Степановичу. И я поняла, что часть своей доброты, мягкости и интеллигентности он подарил фигуркам животных, которых создал.
– Всё началось с того, что я пришёл работать живописцем на Вербилковскую фарфоровую фабрику, - рассказывает Н. С. Абрамович. – В лаборатории работал модельщик, который увлекался охотой. Его рассказы пробудили интерес к русской охоте и у меня.
Охота стала его главным хобби. Николай изучал литературу, искал специалистов. Но какая русская охота без настоящей охотничьей собаки? Без знаменитой русской псовой борзой?
Так у Николая появилась первая собака этой бесценной породы – Летай. Через несколько месяцев к нему присоединилась Задира. А сам Николай стал человеком, «заболевшим» русскими борзыми. О них он может рассказывать часами, причём так, что даже человек очень далёкий от мира охоты, не поклонник собак и мира животных вообще, будет слушать буквально раскрыв рот…
Любовь к охоте и собакам, охоте нашла воплощение и в творчестве: в середине 80-х годов Николай создал пепельницу, на краю которой лежала борзая. Изделие нашло одобрение на художественном совете завода, и вскоре было налажено производство. Но массовая штамповка исковеркала вещь, сделанную с душой: борзая, эта аристократка мира собак, утратила свою индивидуальность и стала просто собакой…
Это подтолкнуло Николая Абрамовича к созданию коллекции авторских (то есть сделанных в единственном или крайне ограниченном числе экземпляров) статуэток из фарфора, посвящённой русским борзым. Всего фигурок было 60. Сегодня часть этой коллекции находится в частных собраниях Швейцарии и Франции, у российских коллекционеров. У самого Николая от той, первой коллекции, осталось только 10 статуэток.
– Занимаясь борзыми, охотой, я понял, насколько интересен мир животных, – продолжает рассказывать Н. С. Абрамович. – И ещё столкнулся с практически отсутствием фарфоровых статуэток собак, созданных с учётом стандартов породы и передающих характер, присущий именно этим животным.
Когда с успехом стали расходиться авторские работы, что приносило неплохой заработок, Николай подумал (а на дворе уже были суровые 90-е, и на заводе начались экономические проблемы, приведшие в итоге знаменитое производство в полный упадок): вот если начать делать статуэтки более крупными партиями…
Так появилась «Творческая мастерская Николая Абрамовича».
От статуэток, передающих породные признаки собак, он перешёл к созданию фигурок, в которых сочетались не только эти качества, но и движение, какое-то характерное поведение собаки. Причём передал всё это мастер с юмором. Так появились весёлая Немецкая овчарка, смешные Борзая и Лабрадор, удивлённый Скотч-терьер, хулиганящая Такса…
– А кошки появились потому, что, во-первых, их никто не делает, во-вторых, мне знакомые однажды сказали: «Всё собаки, собаки… А где другие животные? Ведь кошки тоже красивые, грациозные, интересные, – рассказывает о своём творчестве Н. С. Абрамович. - И я взялся за литературу о кошках, их породах, стал наблюдать за ними.
Теперь к каждому Новому году появляются в продаже и в частных коллекциях символы наступающего года. В прошлом году это были весёлые свиньи, а в этом – мыши с цветами, мыши-колобки, мыши–пирамидки…
Есть у Николая и ещё одна уникальная коллекция - она посвящена динозаврам. После просмотра фильма «Парк Юрского периода» Николаю стал интересен мир динозавров, и он опять, прежде чем воплотить их в фарфоре, изучил массу литературы, съездил в музеи, пообщался со специалистами в палеонтологии…
Коллекция, вначале как авторская, появилась на свет в виде двадцати разных динозавров. Н. Абрамович отвёз её в Московский Палеонтологический музей, где показал директору И. В. Новикову. Тот поразился точности передачи облика динозавров в статуэтках.
Динозавры «разошлись» по частным коллекциям мира, причём владельцами работ Николая стали не только любители мира Дино, но и палеонтологи, директора музеев, профессора. И именно с динозавров началось производство статуэток партиями.
Несколько лет назад коллега Николая предложил сделать ему «домики» – панно из фарфора, на которых изображены дома. Для своих «домиков» Николай выбрал улицы Москвы, со старинными зданиями, олицетворяющими дореволюционную, купеческо-дворянскую Москву.
«Домики» тоже стали популярны, но их производство ограничено (слишком кропотливая и тонкая работа), и сегодня мастерская Н. Абрамовича делает их по заказам очень и маленькими именными партиями.
А ещё в мастерской Николая стали делать миски для животных: на кошачьих лежат, сидят мыши, кошки, на собачьих – собаки.
– Путь создания статуэтки от идеи до её производства очень непростой и нелёгкий, – объясняет Николай Абрамович. – Зачастую он может занять много месяцев.
Всё начинается с желания, творческого вдохновения. Если уже в мыслях есть образ, выбрана поза животного, то начинается процесс эскизных набросков на бумаге, а после – и воплощения идеи в художественном пластилине. Причём одновременно делается несколько моделей.
Если же единого образа будущей статуэтки нет, то Николай откладывает работу. А подсознание художника продолжает работать, обобщая ту информацию о животном, что была почерпнута из литературы и жизни. И когда идея появляется – в руку вновь берётся карандаш, на бумаге появляются наброски…
Когда несколько моделей из пластилина уже есть, Николай предпочитает на несколько дней «забыть» о них, чтобы позже посмотреть на них свежим взглядом. И тогда начинается самая кропотливая работа: где-то что-то убирается, снимается лишнее, а что-то усиливается… Словом, идёт процесс «доведения до ума» будущей статуэтки.
Потом модель поступает в мастерскую, где с неё снимается форма для создания уже гипсовой модели. Последняя обрабатывается стеками для устранения всех неровностей, стыков на швах, дефектов при отливке. Ведь гипсовая модель – чистовая, с неё и делаются формы для отливки статуэток из фарфора.
– Процесс изготовления самой фарфоровой статуэтки не прост, – объясняет Н. С. Абрамович. – В форму из гипса заливается шликкер – жидкий фарфор. Она выстаивается определённое время, чтобы гипс впитал в себя часть влаги жидкого фарфора. После этого лишний фарфор сливается, а внутри формы остаётся тонкий черепочек из сырого фарфора, он и есть будущая фигурка. Кстати, именно поэтому статуэтки из фарфора полые внутри.
– После слива форма продолжает выстаиваться ещё 3-4 часа, что делает черепок более прочным, – продолжает рассказ о производстве статуэток из фарфора Николай Степанович. – Форму разнимают, и остаётся сырая заготовка, будто слепленная из сероватого пластилина. Её отправляют в электропечку для сушки. Когда заготовка остывает, её очищают от остатков швов, оставшихся от формы, и ставят на закалку в печь для утильного обжига.
Затем с заготовками работают живописцы, декорируя и расписывая изделие. Статуэтка оживает, становится яркой, приобретает характер.
Расписанную статуэтку глазируют и отправляют в печь на 10-часовой политой огонь. После того, как через сутки печь остынет (ведь температура в ней 1200 градусов!), статуэтка полностью готова.
– Технология изготовления фарфоровых статуэток сложная, в ней есть много тонкостей, – объясняет Н. С. Абрамович, – В нашей мастерской работают бывшие работники Вербилковского фарфорового завода, профессионалы своего дела, знающие и хранящие все традиции этого уникального производства. Только поэтому нам и удалось создать производственную мастерскую.
Мастерская у Николая небольшая. Он и художник. Супруга Марина ведёт всю бухгалтерию, помогает литейщикам. Вячеслав технический и директор и выступает как менеджер мастерской. Ещё работают литейщики Мария Гудкова, Светлана Прохорова и живописцы Ольга Новаковская, Елена Попкова, Ольга Бадалова.
Помогают в творческом процессе и собаки Николая. Например, во время нашего визита в мастерскую художника нас везде сопровождала Дереза – молодая русская борзая с влажными карими глазами и загадочной чуть грустной полуулыбкой на тонкой аристократичной мордочке.
Выставки Николая Абрамовича с успехом проходили в Центральном Доме Художника, ВВЦ, Дарвиновском музее. А любители анималистки, воплощённой в фарфоре, буквально «гоняются» за новыми работами художника. Потому что у каждой из его статуэток, есть своя душа, очень добрая, пусть и немножко шаловливая. И они дарят только самые положительные эмоции.