История создания фаянсового производства в посёлке Буды Харьковской губернии уходит корнями к 1887 году, когда начала работу фабрика Матвея Сидоровича Кузнецова. Матвей Кузнецов — один из самых видных предпринимателей Российской империи конца ХIХ — начала ХХ веков. Именно при нём создававшийся и приумножавшийся десятилетиями семейный бизнес Кузнецовых оформился как “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова”. Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый промышленник — поставлял фарфор по всей России. Он не просто продолжил дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень — значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями фарфора. В 1887 г. на месте винокурни сельского помещика Т.Г.Котляра начала действовать “Ново-Харьковская фабрика М.С.Кузнецова в Будах”. Промышленное производство началось в 1887 году, а официальное открытие завода состоялось 1 октября 1888 года.
      Предтеча нынешних творений, полуфаянсовые изделия очень скоро сменились на настоящий фаянс, а затем и на фарфор из материалов «исключительно русского происхождения». На фабрике, по сведениям за 1895 г., изготовлялось более 1000 образцов всевозможных предметов на сумму до 500000 руб. в год. Фабрика имела 9 горнов, из них 3 для обжига фарфора и 6 для обжига фаянса. Рабочих было 2141 человек.
      Производил завод и традиционно трактирный, и модный товар для городских обитателей. Поначалу тут только копировали зарубежные образцы – в формах, декоре… Но и крестьянский покупатель привнес свою лепту: миски-трактирки, кружки, кувшины, хозяйственные банки, украшенные цветами и букетами, очень близкими к народным настенным росписям и рисункам на сундуках, дышали свежестью природы. Тогда, впервые в русском фарфоре, Кузнецов использовал рисунок, нанесенный штампом при помощи трафарета, сочетавшийся с ручной допиской. Очень скоро «Будянский фаянс» стал самым большим и самобытным предприятием по выпуску столового фаянса на украинских землях.
      Ко второй половине XIX века Матвей Кузнецов, владелец нескольких крупных фарфорофаянсовых заводов, превратился в крупнейшего производителя фарфора, фаянса и майолики на мировом рынке и стал обладателем звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
      Кузнецов внимательно cледил за новинками продукции и технологий на мировом рынке, стремясь внедрить на своих заводах все последние достижения. В 1910 году французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с толстыми стенками. Кузнецов тут же купил эти машины. В 80-е годы в Западной Европе стало модным украшать фарфор переводными рисунками способом декалькомании — многоцветной печати, полностью имитирующей ручную роспись. Эта технология была моментально освоена и в Будах. Неудивительно, что за 40 лет существования товарищества не было ни одной выставки или смотра промышленности, где бы Кузнецов не добился успеха. Похвальная грамота на Парижской выставке, медаль – на Всероссийской, право изображать герб Российской империи на своей продукции, звание поставщика Двора Его Императорского Величества – лишь основные его показатели.
      Много всяких событий заслуживает включения в летопись Будянского фаянсового завода. С первого дня существования завод поражал современников своим прогрессивным техническим оснащением. В 1901 году тут была установлена самая мощная по тем временам паровая машина «Компаунд», а запуск в 1911 году туннельной печи для обжига литых изделий стал настоящим переворотом в технологии производства посуды. Перед первой мировой войной Будянский фаянсовый завод выпускал 11 млн. единиц фаянсовых изделий в год, а уже в 1940г. – в 4 раза больше. В 1922 году предприятие было включено в состав всеукраинского треста Фарфор-фаянс-стекло».
      Капитальное переоснащение производственной базы в годы первых пятилеток делает «Будянский фаянс» одним из лидеров производства фаянса в Советском Союзе. Почти разрушенный во время Великой Отечественной Войны, завод был полностью восстановлен в 1951г., выходя на довоенный уровень производства. В первые послевоенные годы на смену малопроизводительным круглым горнам пришли 3 туннельные печи. Затем все тепловые агрегаты были переведены на газ. В 60-е осуществлен переход на безкапсельный обжиг утильных изделий в туннельных печах, механизирована подача фаянсовой массы, установлены 11 конвейерных сушил, пущены поточные линии, внедрены в производство формовочные полуавтоматы. Все это способствовало наращиванию выпуска изделий, значительному улучшению их качества и повышению производительности труда.
      В 1971-1974 годах осуществлена первая очередь реконструкции предприятия: построены и оснащены современным оборудованием корпуса вспомогательных цехов, массозаготовительного, формовочно-литейного производств, электроподстанция, склады сырья, очистные сооружения. Все это, а также повышение квалификации кадров рабочих, инженерно-технических работников и художников позволило значительно увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество, расширить ассортимент (в десятой пятилетке произведено 396 млн.ед. изделий, т.е. более 60 млн. в год). В одиннадцатой пятилетке предприятие взяло курс на увеличение выпуска крупнополых изделий и повышение уровня их художественного оформления. В70-80 годах «Будянский фаянс» занимал первое место в Украине по объемам выпуска продукции (60,5 млн. изделий 74 наименований в год) – каждое четвертое изделие, производимое советской фаянсовой промышленностью, было изготовлено в Будах.
      На заводе было 13 цехов: массозаготовительный, модельно-литейный, формовочный, первого обжига, второго обжига, живописный, упаковочный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, транспортный, электротехнический, паросиловой, механизации и автоматизации.
      АОЗТ «Будянский фаянс» – сегодня один из немногих заводов в Европе, сохранивший производство полного цикла. Путь от маленького кусочка глины до готового изделия, а то и до шедевра гончарного искусства долог и непрост. Основными составляющими фаянсовой массы являются глина, каолин и кварцевый песок. После смешивания трех компонентов, полученная фаянсовая суспензия проходит процесс обогащения и выдерживается в массохранилище 7-10 суток.
      Существует два основных способа производства фаянсовых изделий – формовка и литье. Первый способ – производство на гипсовых формах – предназначен только для посуды, имеющей округлые черты: тарелок, чашек, салатниц, блюдец. Как только изделия приобретают узнаваемый силуэт, их сушат, заглаживают поверхность и края. Затем сырец передается на 1-й обжиг или декорирование керамическим красками, ангобами и солями металлов.
      Изделия, имеющие сложный рельефный дизайн, производят с помощью литья. В качестве материала в этом случае используется шликер – жидкая фаянсовая масса. А гипсовые формы для литья делают по моделям изделий. Высушенную посуду извлекают из форм, замывают и передают на первый обжиг. Температура первого обжига достигает 1250°C, а длится он до 22 часов. Затем обожженные изделия (утиль) отправляются в живописный цех на декорирование. Этот сложный и требующий особого умения и таланта процесс подвластен только истинным мастерам. Рисунок наносится специальными высокотемпературными красками, состоящими из оксидов металлов или их соединений. И поскольку он наносится под глазурь, то сохраняется в течение всей жизни изделия.
      Основное производство было оснащено поточно-механизированными линиями, формовочно-сушильными агрегатами, автоматами пакетной глазуровки, полуавтоматами оправки, шлифовки, нанесения лент, рисунка методом глубокой печати, упаковки. В 80-х были проведены работы по расширению модельно-литейного цеха. В старом помещении формовочного цеха были установлены высокопроизводительные литейно-сушильные агрегаты. С целью улучшения товарного вида выпускаемой продукции, в первую очередь столовых сервизов и пиал, был создан новый участок по изготовлению деколи живописном цехе. С 1 января 1987 года завод перешел на работу в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 90-е годы с их переворотом во всей экономике и устройстве страны в целом были не легкими для предприятия, но завод не останавливался.
      2000 год можно считать новым этапом развития предприятия. Современная команда руководителей изменила систему управления предприятием и внесла инновации в производственный процесс: печи реконструировали, ввели механизм разработки и ввода в производство новых видов изделий и декоров, на заводе появились службы логистики и маркетинга. Благодаря всему этому, продукция АОЗТ «Будянский фаянс» сегодня с честью выдерживает конкуренцию со всемирно известными марками.
      За последние полтора года на заводе было приобретено, смонтировано и освоено современное оборудование для основных цехов. Благодаря комплексному переоборудованию предприятия, повышению требований по безусловному выполнению рабочих и технологических инструкций и режимных карт в производственных цехах, проведению ряда технических мероприятий и организационных мер, предприятие добилось заметного улучшения качества продукции и снижения потерь от брака, что является важным условием реализации концепции завода: «Качество на первом месте».
      Высокое качество продукции в 2004 году было отмечено международной премией «Золотая торговая марка», а в 2003 год предприятие получило награду «Вища проба» за безупречное качество изделий.