1925-1993
С 1925 года завод стал называться Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В.Ломоносова (ЛФЗ). Постановление ЦК ВКП(б) 1932 года отменило все творческие течения в искусстве и литературе и нацелило творческих работников на освоение метода социалистического реализма. Фарфору отводилось важное место в борьбе за идеологическое содержание широких зон материальной культуры. Базой для создания созвучного социалистическому быту фарфора стал ЛФЗ. В 1931 году на ЛФЗ была организована художественная лаборатория, которую через год возглавил Николай Суетин.
Под руководством Николая Суетина был выработан стиль, позволивший творческому коллективу ЛФЗ исключительно разнообразно воплотить в фарфоре поставленные задачи. Основой для создания новых форм в фарфоре стали шар, цилиндр, овоид. Суетин воплощал в фарфоре идеи супрематизма, придавал особое значение чистоте и ясности формы, логической завершенности композиции, динамизму росписи. Простота и лаконичность соответствовали творческой установке Суетина. С середины 1920-х гг на ЛФЗ работали художник-анималист Иван Ризнич, создававший утонченные и одухотворенные работы в стиле русского народного искусства и мирискуснических традиций художник Алексей Воробьевский, художник Михаил Мох, которому были близки темы искусства ближневосточных стран. На ЛФЗ работала большая группа выпускников Ленинградского художественно-промышленного техникума: Тамара Беспалова, Людмила Протопопова, Любовь Блак, Лидия Лебединская, Анна Ефимова («Мичурин в фарфоре», как она сама себя называла в шутку), Анна Яцкевич, Серафима Яковлева. Мир художника А.Воробьевского был причудлив и фантастичен, в его работах прослеживается влияние персидской миниатюры. Особая изысканность и драгоценность фарфора с ювелирно прорисованными деталями многофигурных орнаментальных композиций и гравированным по золоту узором свойственны этому автору. Росписи А. Щекатихиной – Потоцкой выполнены в широкой кистевой манере с использованием приемов древнерусской живописи и народного искусства. А. Щекатихина - Потоцкая работала с С. Дягилевым в «Русских сезонах» в Париже, запечатлела в фарфоре образы старой и новой России.
Фарфор отличался чистотой и мягкостью форм, белизной материала, конкретностью образов росписи и сочностью красок. Фарфору ЛФЗ тех лет были свойственны тонкий художественный вкус и чувство меры. Художники воплощали в фарфоре современную тему труда, нередко обращались к сказочным образам. В 1930-х гг. особое внимание уделялось созданию массового промышленного фарфора с использованием механических способов декора: трафарета и аэрографа. Главными темами были важнейшие события советской жизни, индустриальная тематика, быт. Многие художники в эти годы обратились к народному искусству. В декоре массовой продукции использовали фольклорные сюжеты, элементы русского текстиля, броские локальные цвета.
Скульптура из фарфора также отражала тематику современной жизни. Развивалась театральная тема в скульптуре (дружеские шаржи Кукрыниксов). Серия работ была создана к 100-летию смерти Пушкина. Выпуск фарфора составлял до 2-3% от остальной продукции. После выставки в Кремле в 1936 году было дано указание о расширении производства художественного фарфора ЛФЗ почти в пять раз. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году фарфор ЛФЗ получил золотую медаль. Со второй половины 1930-х годов на ЛФЗ возобновилось изготовление крупных ваз, созданных на основе древнекитайской керамики, отливка скульптуры и бисквитных бюстов, воспроизводился императорский фарфор, возрождалась живопись на больших парадных вазах.
В годы Великой Отечественной войны ЛФЗ остановился. В послевоенные годы искусство фарфора существовало под влиянием концепции «Одухотворить красотой предметный мир, окружающий человека». Изделия из фарфора послевоенного периода отличаются яркой мажорной гаммой и высоким исполнительским артистизмом. Разнообразие сюжетов, многоликость способов выражения идей в фарфоре были свойственны тому времени.
Художники Анна Ефимова, Тамара Беспалова, Михаил Мох, Алексей Воробьевский, Анна Яцкевич создавали фарфор мажорного настроения. Основные мотивы росписи советского фарфора того времени – растительные орнаменты: букеты, цветы, плоды. В мелкой пластике советского фарфора самым популярным стал бытовой жанр. Скульптура из фарфора ЛФЗ отличалась многообразием: тема детства и материнства Софьи Велиховой и Галины Столбовой, анималистика и литературные персонажи Бориса Воробьева, образы современников Василия Стамова. В создании фарфоровой скульптуры принимали участие известный скульптор-монументалист Иван Ефимов, популярный детский писатель и иллюстратор книг Евгений Чарушин. Вера Мухина, Елена Янсон-Манизер.
В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе золотыми медалями были отмечены многие тиражные работы из фарфора ЛФЗ. В их числе была роспись фарфора «Кобальтовая сетка» Яцкевич, навеянная елизаветинским сервизом. Благородный, классически изящный фарфор в этой росписи стал визитной карточкой ЛФЗ.
В 1960 гг. в архитектуре, изобразительном искусстве, дизайне преобладали идеи минимализма. Формы фарфора стали проще, декор лаконичнее, однако фарфор ЛФЗ не подвергся острым колебаниям моды и продолжил развитие в соответствии современным тенденциям при сохранении классической направленности стиля.
Анна Лепорская училась у Малевича и Петрова-Водкина, затем у Суетина. За более чем три десятилетия работы в фарфоре она создала множество новых форм ваз, сервизов, отдельных декоративных и посудных форм предметов. Фарфор Лепорской лаконичен и ясен, с подчеркнутой безукоризненностью форм и выразительностью контуров.
Художники ЛФЗ – старейший живописей Алексей Большаков, Иван Ризнич, Александр Быстров и Владимир Городецкий восстановили забытую технику подглазурного декорирования фарфора.
Произведения искусства из фарфора работы заслуженных художников РСФСР, лауреатов Государственной премии им. Репина Анны Лепорской и члена-корреспондента Академии художеств Владимира Городецкого вошли в коллекцию крупных музеев, изделия по образцам художников выпускались большими тиражами.
В 1960-е гг. на ведущих предприятиях страны сложились свои художественные школы. Фарфор ЛФЗ отличался богатством палитры, совершенством формы и мастерством исполнения. При выпуске фарфора ЛФЗ удалось сохранять высокохудожественность фарфора при неизбежной массовости производства, возникавшей из-за необходимости выполнения установок съездов КПСС для промышленных предприятий в условиях советской экономики: повышение производительности труда и значительное увеличение выпуска продукции.
В конце 1960-х гг. ЛФЗ начал выпуск костяного фарфора. Эдуардом Криммером, Анной Лепорской и Владимиром Семеновым были созданы новые формы чашек и сервизов, подчеркивавшие тонкость, прозрачность и белизну фарфора. Татьяна Линчевская, Нина Славина и Эльвира Еропкина также работали с костяным фарфором. Расписывали фарфор Алексей Воробьевский, Тамара Беспалова, Михаил Мох, Инна Олевская. Их произведения сразу стали коллекционными и вручались в качестве подарков высокопоставленным лицам. Был построен цех по производству костяного фарфора. В 1980 году группе работников ЛФЗ была вручена Государственная премия СССР в области науки и техники.
Характерные черты советского фарфора 1970-1990х гг. – усиление декоративности, разнообразие форм и авторских техник, индивидуализация творчества, ассоциативность.
Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им.Репина Алексей Воробьевский никогда не делал предварительных эскизов, ни одна роспись не повторяла другую. Сюжеты Воробьевский брал из своих снов. Росписей было более тысячи. Только один раз росписи были повторены в сервизе «Картинная галерея», в котором художник собрал свои любимые сюжеты.
Художник Иван Ризнич был непревзойденным мастером анималистической живописи на фарфоре, он создавал росписи блюд и сервизов, скульптуры животных и подглазурные вазы.
Серафима Яковлева создавала новые формы советского фарфора. Богатая палитра цветочной живописи, утонченность архитектурны пейзажей, многообразие растительных узоров и геометрических построений проявились в работах Любови Афанасьевой, Серафимы Богдановой, Капитолины Косенковой, Нины Павловой, Антонины Семеновой, Елизаветы Фирсовой, Нины Гусевой и Лии Орловой. Лариса Григорьева создавала нежные лирические росписи, Александр Борисов и Татьяна Линчевская – формы сувенирных изделий и сервизов. Заслуженный художник РСФСР Виктор Жбанов создал великолепные подглазурные русские пейзажи. Жбанов и скульптор Павел Веселов создали «фарфоровый зоопарк» из почти сотни фигурок животных и птиц.
В те годы ЛФЗ работал под руководством потомственного фарфориста Нины Славиной. Драгоценность материала подчеркивалась изобретательностью формы, щедростью росписи, эмоциональностью жанровой скульптуры. Живопись Славиной экспрессивна. Весь коллектив ЛФЗ под руководством Славиной работал по принципу ЛФЗ – завод искусства фарфора, каждый художник, работавший на ЛФЗ стремился к идеалу – создать изделие, отмеченное высокими художественными достоинствами, технологичное в производстве, экономически прибыльное, имеющее спрос у покупателя, достойное стать экземпляром музейной коллекции.
С 1974 года ЛФЗ руководила Зинаида Метелица, первый директор ЛФЗ, прошедший все ступени роста от ученицы литейщицы до руководителя.
В 1980-х гг. на ЛФЗ создавали фарфор Андрей Ларионов (эмоциональная подглазурная роспись в сочетании с яркими цветами надглазурных красок), Эльвира Еропкина (жанровая скульптура современников, литературных, сказочных и театральных персонажей), Юрий Жгиров (возрождение традиций фарфоровой миниатюры ИФЗ), Татьяна Афанасьева (формы, обращенные к супрематическим традициям фарфора), Галина Шуляк (стройность композиции, искусная палитра красок), Нелли Петрова (тема истории и культуры России), Ольга Матвеева (широкий диапазон творчества, точные образы).
С середины 1980-х гг. в творчестве художников, работавших на ЛФЗ, вновь проявились тенденции супрематизма.
Формы сервизов создавал Михаил Сорокин (сервиз «Инверсия» в авторской росписи «Линия»), Сергей Соколов создавал живопись на тему спорта, музыки и городского пейзажа. Живописец Александр Волков создавал галереи портретов государственных и партийных деятелей, космонавтов, военных, артистов и писателей на парадных вазах, пластах, декоративных блюдах, архитектурные пейзажи с панорамой Московского Кремля и видами Ленинграда.
В 1980-х гг. ЛФЗ вошел в категорию высокорентабельных промышленных предприятий, выпуск фарфора составлял более 17 млн. изделий в год, фарфор с маркой ЛФЗ распространялся по всей России и более чем 20 стран мира.
К Тысячелетию Крещения Руси на ЛФЗ был изготовлен парадный сервиз по заказу Русской Православной церкви для резиденции патриарха, состоящий почти из тысячи предметов.
В сложных экономических условиях начала 1990-х гг. ЛФЗ продолжал выпускать фарфор высокого качества.
1993 - 1998
Завод стал АОЗТ «Ломоносовский фарфоровый завод», акции были распределены между работниками.
1998-1999
Основные акционеры – иностранные инвестиционные фонды Delta Capital (29.8%), KKR (около 30%), Stoomhammer Amsterdam (около 25%).
2002 – 2005
В 2002 году 75%+1 акцию ЛФЗ приобрели Галина и Николай Цветковы. В начале 2000-х гг. ЛФЗ выпускает 3700 наименований, включая посуду, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы. Новые владельцы ЛФЗ полагают, что брэнд ЛФЗ – историческая реликвия, а потому ему вполне по силам выйти на уровень таких международных торговых марок, как Wedgwood, Meissen, Herend. В 2003 году ЛФЗ приобрел два завода французской семейной фирмы Deshouliere. ЛФЗ вновь стал официальным поставщиком фарфора для Кремля и правительственных учреждений. Основные рынки сбыта за рубежом – США, Германия, перспективные рынки – Восточная Европа, Азия, Ближний Восток.
С 2005 года завод называется ОАО "Императорский фарфоровый завод". ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений под брендом "Императорский фарфор".
Фарфор ИФЗ – первый по значимости и культурной ценности фарфор России, эталон искусства и высокого художественного качества. Фарфор ИФЗ – это национальное достояние России. ИФЗ – единственное в России предприятие легкой промышленности, которое смогло без потерь пережить все катаклизмы и революции, сохранить традиции производства и штат художников. Доля ИФЗ на российском рынке фарфора составляет порядка 20% (2003 г.)
ИФЗ - один из самых известных мировых производителей высококачественных, высокохудожественных фарфоровых изделий. Произведения ИФЗ входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира, включая Эрмитаж. В 2008 году в ассортименте ИФЗ около 4 000 наименований изделий (от повседневных сервизов и памятных сувениров до парадных сервизов и ваз, жанровых скульптур, декоративных пластов для оформления интерьера). ИФЗ выполняет правительственные заказы (в том числе Управления делами Президента РФ), заказы крупных государственных и коммерческих структур, изготавливает призы для крупнейших соревнований и фестивалей. В настоящее время ИФЗ остается единственным предприятием России, выпускающим высокохудожественные произведения с применением уникальных технологий филигранной ручной росписи и ручного литья. Наряду с уникальными старинными технологиями, планируется дальнейшее развитие современных технологий 3D-моделирования, позволяющих сканировать и воспроизводить самые сложные изделия. Численность персонала ИФЗ в 2008 году составляет 1200 человек. Объем выпуска продукции в 2007 году составил 2,1 млн. шт., объем реализации – 528 459 тыс. руб. На внутреннем рынке реализуется 93% продукции ИФЗ, в том числе около 50% – через фирменную сеть.
Ломоносовский фарфоровый завод Санкт-Петербург 1744-1994. Г.Агаркова, Н.Петрова. 1994 АОЗТ «Ломоносовский фарфоровый завод». Санкт-Петербург
Эксперт Online. Русский бизнес: Стратегии. Фарфор бальзаковского возраста. А.Матвеева.
http://www.ipm.ru