Фарфоровые заводы Украины
Что касается фарфоровых заводов РСФСР - Кузяевского, «Пролетария», «Красного фарфориста», - то в рассматриваемый период художественный уровень их работ по сравнению с ведущими заводами страны оставался еще невысоким, несмотря на то, что там уже начали образовываться небольшие творческие коллективы.
Фарфоровые заводы Украины находились в послевоенное время примерно в таком же положении, как и заводы РСФСР. Многим из них удалось быстро залечить раны, нанесенные войной, и возобновить свою деятельность. Уже в 1945 году в Киеве приступает к работе экспериментальный керамико-художественный завод, целью которого становится разработка образцов форм и росписи для других фарфоровых заводов республики. Работе Киевского завода, ставшего творческой базой украинских керамистов, уделяется большое внимание, туда направляются выпускники Миргородского керамического техникума и Львовского института прикладного и декоративного искусства. В 1950-е годы на Киевском заводе работают народные мастера из села Петриковки Днепропетровской области, издавна славящиеся своим искусством орнаментальной росписи, в частности, сестры В. и Г. Павленко, В. Клименко-Жукова и М. Тимченко, пришедшие туда еще до войны.
Для киевского фарфора становится характерным растительный орнамент, как правило, выполненный приемами кистевой росписи с контрастными сочетаниями открытых локальных цветов. Мотивы петриковского орнамента получают широкое распространение в украинской керамике, особенно в росписи фарфора, белая поверхность которого оказалась благоприятным фоном для ярких цветистых узоров, перекочевавших со стен хат и печей.
Пятидесятые годы для украинского фарфора
Наряду с национальным своеобразием, новизной и веселой красочностью в перенесении петриковского орнамента на фарфор таилась и серьезная опасность, на первых порах не понятая народными мастерами. Ими не были учтены особенности материала фарфора, хотя белого, как стены хаты, но в то же время блестящего и слегка просвечивающего. Существенным различием оказалась также объемность форм изделий, диктующая необходимость новых соотношений формы и росписи.
За исключением отдельных крупных произведений с многосюжетными тематическими композициями, которые изготовлялись на украинских-фарфоровых заводах в 1950-е годы по специальным заказам, большая часть посуды для массового потребления отличалась преобладанием белой поверхности фарфора, богато декорированного орнаментальной цветочной росписью. В эти же годы определяется и ассортимент изделий украинских заводов. Так, например, Полонский и Довбышский заводы специализируются на выпуске чайной, а Коростеньский - столовой посуды.
На первое место по объему продукции и разнообразию ассортимента выдвигается один из старейших и крупнейших заводов Украины, Барановский фарфоровый завод, где в это время складывается довольно большой художественный коллектив скульпторов и мастеров росписи.
Пятидесятые годы для украинского фарфора были годами становления, когда постепенно вырисовывалось и складывалось его художественное и национальное своеобразие, проявляющееся главным образом в росписи изделий. Постепенно орнаментика подвергалась весьма значительным изменениям: формы узоров упрощались, становились более лаконичными, в колорите исчезало цветовое многоголосие. Благодаря этому вся роспись, сохраняя традиционный национальный характер, делалась более цельной, органичной для фарфора.