«Если птицей взмыть над Гжелью, увидишь: на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.
Если кротом порыться в земле, узнаешь: земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.
И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий:
- Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там...
Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут - все в один голос:
- О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.
И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?»

А.В.Перегудов «В те далекие годы»

Первое упоминание в письменности.

Подмосковное село Броничи, когда-то вотчина царя Федора Алексеевича, в конце XVIII века было переименовано в уездный город Бронницы. В новый уезд вошла и Гжельская волость, состоявшая в то время из 16 деревень, в деревнях этих был 681 двор и проживало 4542 человека. Сейчас это территория Раменского района Московской области, 27 деревень и сел, где проживают более 20 000 чел.
В археологических раскопках найдены изделия, датированные II-м тыс. до нашей эры.
Первое упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году. В последующие годы село Гжель упоминается в духовных грамотах великих русских князей: Ивана Ивановича (1356), Дмитрия Ивановича (1384), Василия Дмитриевича (1406), княгини Софии Витовтовны (1472) и в завещании царя Ивана Грозного (1572–1578). Происхождение слова «Гжель» многие связывают по созвучию с глаголом «жечь», то есть «обжигать глину». В разные времена эту местность называли «Окжель», «Акжель», «Жгель». Вероятнее всего название села происходит от реки Гжелки.
Уникальные месторождения местных глин, выходящих на поверхность, дали начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди. Гжельская глина высоко ценилась уже в середине XVII столетия. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к оптекарским сосудам». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».
М.В. Ломоносов написал о гжельской глине: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кои химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская (…) которой нигде не видал я белизною превосходнее». Д.И. Виноградов на основе гжельских беложгущихся глин изготовил в 1748 году первое русское фарфоровое изделие на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.

Гжельские крестьяне были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам. Крестьянами их назвали лишь по сословной принадлежности, так, как занимались они исключительно керамическим ремеслом.
Москва для них была крупнейшим рынком сбыта. По Касимовскому тракту шли в Москву возы, груженные местной глиной и готовой продукцией. Вначале гжельские мастера делали обварную и томленую посуду из светложгущихся глин, позже и муравленые изделия. С 16 века эти места упоминаются как «государева дворцовая волость», где не было крепостного права. Хотя это и не сов¬сем так. Например, деревня Кузяево, в которой находи¬лись такие знаменитые гжельские заводы, как завод Фо¬мина, братьев Новых, Храпуновых, Исаева, Храпунова-Нового, принадлежала помещикам.
За, почти, семивековую историю Гжели здесь происходило много событий и перемен. Менялась мода, требование рынка, но гжельцы от года к году совершенствовали свое мастерство, осваивая все новые и новые технологии. Близость Москвы, как центра культуры и торговли оказывало на гжельских мастеров огромное влияние. Можно проследить, что приблизительно каждые 50 лет менялась мода, в том числе на предметы быта, на посуду и гжельцы в каждый период создавали свои шедевры керамического искусства. Среди множества изготавливаемых изделий, в основном посуды, встречаются изделия культового, декоративного характера, игрушки. Самые умелые мастера, в которых заложена искра Божия, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах - они делали работы более сложные или по-новому декорированные. Эти произведения становились образцом для подражания другими мастерами и постепенно распространялись по Гжели, варьируясь на свой лад,таким образом создавался стиль..
Майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор - для Гжели не просто керамические термины, а эпохи, в период которых каждый раз происходило рождение уникального направления в керамике. И первым таким ярким явлением была Гжельская майолика.
Майолика, завод Гребенщикова и гжельские мастера
Первые образцы русской майолики начали производить на «Ценинной и табачных трубок фабрике» открытой купцом Афанасием Гребенщиковым в Москве, где по найму также работали и гжельские мастера. Они изучили секреты производства майолики, а по возвращении домой «учинились сами мастерами». Гребенщиков долго боролся с гжельцами и пытался запретить им изготовлять такие изделия, хотел получить монопольное право на производство майолики.
Историки и искусствоведы до сих пор не могут найти причину ее необычайного художест¬венного взлета в XVIII веке. Не найдены изделия, предшествующие этому периоду. Можно лишь с осторожностью предположить, что в Гжели поселился мастер, который и привнес новое направление в росписи майолики и гжельцы быстро отошли от привычной гребенщиковской графичной сине-белой росписи. Качество эмали улучшилось, она стала белая и теперь заметнее отличалась от голубовато-серой эмали изделий Гребенщикова. Квасники и кумганы с двойными емкостями, ук¬рашенные скульптурой, кружки-шутихи, простые бытовые изделия: кувшины, соусники, супницы, чашки, кружки, тарелки, чернильницы, солонки, мел¬кую пластику, игрушки стали расписывать синим, желтым, коричневым и зеленым цветом. Роспись делалась красками на основе окислов металлов кобальта, меди, железа, марганца по сырой эмали. Эта техника требует быстрого, уверенного нанесения красок различными кистями без последующих подчисток и исправлений. Появились мотивы с шагающими птицами, стилизованные травы и веточки ягод, фантастические архитектурные виды , заимствованные из лубочных картинок. Как и на лубочной картинке, изображение иногда дополнялось надписью: «1786 году месяца января 13 дня сию кружку писал Никифор Семенов сын Гусятников, аминь». Известны и еще несколько мастеров, которые оставили на майоликовых изделиях свои имена - Иван Никифорович Срослай , Иван Иванович Кокун.

Обладая незаурядным мастерством, гжельские гончары создали уникальные сосуды - квасники. Взяв за основу гончарную дисковидную флягу, они усовершенствовали архитектонику этого сосуда. Дошедшие до нашего времени - эти не похожие ни на одно изделие в мире шедевры гжельской майолики, крупные, украшенные скульптурой являлись доминантой в любом интерьере. Отличительной чертой гжельских сосудов являлось то, что гончары посадили на плечики квасников лепные фигурки, отчего они приобрели большую выразительность и декоративность. Сюжеты в скульптуре взяты из повседневной жизни – это сцены охоты, войны, няня с ребенком, женщина, читающая книгу. Обобщенные фигурки оттискивались в формы, а детали, руки, ноги вылепливались от руки.
Гжельская майолика просуществовала в России очень недолго, не более полувека. К концу XVIII столетия в моду стал входить тонкий фаянс и постепенно производство майолики сошло на минимум. Изделия, которые привозили из Англии, стали образцами для подражания и развития следующей ступени керамического искусства в Гжели. Фаянс обладал более высокими техническими качествами: механической прочностью, крепостью глазури, и белизной, делавшей его похожим на фарфор, а относительная дешевизна вытеснила более трудоемкую в исполнении, громоздкую по формам и сравнительно непрочную майолику.
Полуфаянс
Гжельцы видели в Москве тонкий, белый английский фаянс, знали, что эти изделия пользуются большим спросом и стали искать способа делать похожую посуду.
Ввозившийся в Россию английский тонкий фаянс, белый, легкий, украшенный печатными рисунками, через некоторое время стал для многих русских заводчиков эталоном для подражания. Но как найти рецепт фаянсовой массы. Гжельские гончары стали экспериментировать с местными глинами и создали на рубеже XVIII и XIX веков близкий к фаянсу материал, получивший название полуфаянс, или «простой» фаянс. Из него изготовлялись изделия со специфической росписью, характерные исключительно для отечественного производства. Здесь он и производился до 80-х годов XIX столетия параллельно с фарфором и фаянсом.
В начале ХIХ в. крестьянин деревни Кузяево Назар Максимов отыскал вблизи деревни Мининой, глину самого высокого сорта, которая получила название «мининка». Это уже белая глина, она позволила делать качественную полуфаянсовую посуду.
Со старой майоликой их связывала преемственность форм и стилистика росписи, гжельцы и в полуфаянсе выпускали кумганы квасники и кувшины с прежними сюжетами. Но ассортимент постепенно менялся. Стали больше делать рукомои, кружки, подсвечники, солоницы, столовую посуду без росписи. Уходили из быта кумганы и квасники, и лишь кувшины продолжали изготовлять по-прежнему. Полуфаянсовые изделия имели белый пористый черепок и декорировались подглазурной росписью растительного и геометрического характера, выполненной в свободной кистевой манере. Выпол¬нялась она не по сырой эмали, как в майолике, а по твердому черепку после первого обжига. Окончательный обжиг более высокий, чем у майолики. В ранних полуфаянсовых изделиях часто встречаются сюжеты, взятые из майолик, и в цвете преобладает многокрасочность, начиная со второго десятилетия XIX века в них доминирует только один цвет — синий. Краска изготавливалась из смальты. Несмотря на то, что расписывать полуфаянсовые изделия стали, в основном одной синей краской, что убыстрило процесс изготовления, изделия не стали проще, беднее и скучнее. Своеобразие и художественную выразительность изделиям из полуфаянса придавало большое разнообразие композиций растительного и геометрического характера, вариации тонов кобальтовой краски и разнообразные манеры исполнения мастерами.

Фаянс
Рецепт тонкого фаянса был разработан гжельскими мастерами самостоятельно в конце 20-х годов XIX века. Усовершенствованием технологии изготовления фаянса постоянно занимался керамист Афанасий Леонтьевич Киселев. Он много сил отдал изобретению новых материалов, усовершенствованию технологии изготовления изделий из тонкого фаянса. Ему же принадлежит изобретение целого направления в гжельской керамики: надглазурная роспись золотистым люстром– так называемого «бронзового товара». Киселевские изделия по качеству конкурировали с такими известными и крупными производствами как Киево-Межигорская казенная мануфактура и фабрика Ауэрбаха, которые были лидерами по выработке. Киселев впоследствии стал компаньоном Тереховых. Изделия из фаянса и фарфора фабрики Тереховых и Киселева в селе Речицы не раз принимали участие на промышленных выставках наряду с продукцией самых лучших отечественных фабрик. Владельцы удостоились золотой и серебряных медалей и получили наградные костюмы «за усовершенствование выделки фаянсовой посуды».
В музейных коллекциях, из продукции гжельских фабрик, которые выпускали фаянс, сохранились тарелки и предметы из сервизов: соусники, салатники, лотки, чайная посуда очень высокого качества: Барминых, Рачкиных, Жадиных, Самсоновых, Мордашева, Кустаревых, Авечкиных, Фомина, Гулиных, Кузнецовых, Храпунова-Нового, и многих других. В декоре изделий, преобладал печатный рисунок, но на фабриках Тереховых и Киселева в 30-х годах достаточно широко применяли ручную роспись. Тематика живописи часто перекликалась с сюжетами изображений на фарфоре.
Техника печатного рисунка была заимствована у англичан и стала широко применяться ввиду дешевизны изготовления, в отличие от ручной росписи. Гжельцы перерабатывали сюжеты и выработали свои каноны размещения печатного рисунка, поэтому изделия отличались от английских и от других российских производств. Сюжеты, используемые на гжельских фаянсовых изделиях брались с лубочных картинок: сцены Крымской войны, романтические пейзажи, растительные узоры, геометрические орнаменты. 30-е—40-е годы - время выпуска наиболее интересных с художественной точки зрения изделий из фаянса, с 50-х годов производство увеличивается, но уровень падает, а с 60-х годов наступает полоса разорения гжельских производств из-за жестокой конкуренции крупных фарфоро-фаянсовых фабрик Гарднера и Кузнецовых, а также отмены пошлины на импорт фаянса. И крупные частные фаянсовые фабрики в это время испытывают трудности.
Фарфор
В Россию фарфор стали привозить со 2-й половины XVI века.
Российским Императорским двором было повелено наладить производство отечественного фарфора. Для этой цели под Петербургом организована Невская мануфактура. В 1710 году предпринимаются попытки проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора - порцелина. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входил Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, хорошо знающий гжельские глины и Д.И. Виноградов, талантливый химик, которому было императорским двором поручено найти рецепт российского фарфора.
Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и для первоначальных опытов взяли 2 тысячи пудов глины-песчанки и 500 пудов глины «жировки». Эту глину доставили на возах в Петербург. Места, из которых выкопали глину, огородили и запретили гжельцам брать там глину. Таким образом, место добычи было закреплено за казенной фарфоровой мануфактурой. Около 1747 Д.И. Виноградов разработал способ производства фарфора из отечественных материалов. Тогда же из гжельской песчанки-черноземки Д.И. Виноградов составил рецептуру фарфоровой массы и было изготовлено первое российское датированное изделие: «Ставок»- небольшую конфетницу с крышкой..
Как же попал фарфор в Гжель?
Гжельские мастера работали по найму на новых фарфоровых заводах и выведывали секреты технологии, вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет. В Гжели рассказывают несколько легенд, откуда сюда попал секрет приготовления фарфоровой массы: или с завода Гарднера в Вербилках, или с завода Отто в Перове близ Москвы. Рассказывали и о неком отставном солдате Овечкине, узнавшем состав массы во время пребывания «на немецкой земле». Во всяком случае, первым фарфоровое производство начал Павел Куликов (Куличков) из дер. Володиной 1810 году. Именно к нему «в ненастную осеннюю ночь» залезли «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников и выкрали нужные им секреты. Они зарисовали устройство горна для обжига, захватили компоненты фарфоровой массы, и вскоре наладили собственное производство, составив конкуренцию Куликову. Предприимчивые гжельские мастера быстро освоили новое направление и оно распространилось по всей Гжели.
Производство фарфора к 40-е годам XIX века достигло наивысшего расцвета, В Гжели работало более семидесяти фарфоро-фаянсовых фабрик и более сорока живописных заведений. Только на одной из крупнейших фарфоровых фабрик– Андрея Петровича Бармина в дер.Фрязино работало 504 работника.
Основным ассортиментом выпускаемой продукции были подражательные изделия, но крупные предприятия (Новых, Храпунова, Тереховых— Киселева, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых, Кузнецовых) имели собственное лицо и выпускали оригинальную продукцию, которая маркировалась. Мелкие предприниматели старались не клеймить изделия чтобы уйти от уплаты налогов.
Одним из центров производства фарфора была деревня Кузяево, здесь один за другим открывались заводы Н. Храпунова (основан в 1815 году), П. Фомина (основан в 1800-х годах), М. Гусятникова (основан в 1817 году), братьев Новых (основан в 1818 году). В этот период открывались и другие известные заводы: Сафронова в деревне Короткой (основан в 1814 году), братьев Гулиных в деревне Фрязино (основан в 1818 году).
Известными заводчиками были жители дер. Речица Тереховы и Киселев, Жадины, Рачкины, По всей Гжели мелкими предпринимателями организовывались живописные заведения, они забирали на фабриках «белье» – белые посуду или фигуры, расписывали их в своих избах обжигали и сдавали обратно, а иногда сами же продавали изделия. Вначале гжельский фарфор развивался, как подражательный ведущим заводам Гарднера и Попова, но гжельцы так переосмысливали увиденное, что их продукция получалась более самобытная. Активно использовалась позолота, в многокрасочной надглазурной росписи преобладали цветочные гирлянды, вазоны и корзины с букетами. Гжельские мастерицы выполняли их в упрощенной манере, часто пренебрегали мелкими деталями, посуда и скульптура получались у них несколько огрубленными, к пропорциям мастера относились свободно, не всегда отчетливо пролепливали рельефные и скульптурные детали.
Особое место занимала скульптура — фигурки бытового характера, которые воспроизводили оригинальные и необычные типажи.

Кузнецовы -гжельцы
Гжельские заводчики стремились соответствовать стилю эпохи. В первых десятилетиях XIX века фарфоровый и фаянсовый товар отличался лаконичными сдержанными очертаниями; во второй четверти столетия изделиям придавали сложные формы с прихотливой орнаментикой. Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота.
В конце столетия заметно снизилось художественное достоинство продукции, вместо ручной росписи все чаще использовались механические способы украшения — декалькоманию (деколь), печать. Основная тенденция — удешевление фарфорового производства и увеличение объема продукции. Упрощалась роспись, сокращался ассортимент.
Сворачивались старые производства, открывались новые заводы.
В 1810 г. Гжельский предприимчивый крестьянин Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями Терентием и Анисимом построил на краю деревни Новохаритоново небольшое предприятие и с помощью местных мастеров наладил собственное дело по производству типичных для того времени и места чашек с блюдцами, чайников, тарелок «с бусом» по краю, полоскательниц, мелкой жанровой скульптуры. Через два года предприятие перешло к Терентию Кузнецову. В 1832 г. он основал свой завод в Дулеве Владимирской губернии, в 1843 г. в Риге открывается еще один фарфорово-фаянсовый завод. Но широкую известность получила фамилия с приходом в дело Матвея Сидоровича, присоединившего в 70-х годах к своему хозяйству несколько заводов в разных губерниях. Двоюродный брат Матвея Сидоровича — Иван Емельянович — основал в 80-е годы XIX в. еще три завода: Волховский, Бронницкий и Грузинский. Таким образом, в общей сложности Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них на территории России находились четырнадцать. Сын Терентия — Сидор, приняв от отца бразды правления, закрыл производство в Коротково, а талантливых мастеров перевел на свой завод в Дулево. До этого, еще 1843 году, он основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. Опытные мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. Фарфоровое производство росло, принося немалые доходы.
Ко второй половине XIX века М.С. Кузнецов стал крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса, майолики и других видов изделий на мировом рынке; имел 18 предприятий в Российской империи, среди них 8 фабрик, заводы в Дулево, Кузнецово, Будах Харьковской губернии, селе Елавлянке Черниговской губернии, в деревне Песочная Калужской губернии.
В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве.
На заводах Кузнецовых сохранялись традиции народного фарфора, в частности многие приемы ручной кистевой росписи.
На всех заводах Товарищества ведущими специалистами работали мастера из Гжели. В деревне Новохаритоново была контора по найму рабочих на Кузнецовские заводы, здесь заключались контракты и здесь - же семьям работника выплачивалась каждый месяц часть зарплаты.
Экономическая обстановка начала XX века негативно отразилась на Гжели. Многие местные кустарные и по¬лукустарные предприятия не выдерживали конкуренции с развивавшимся промышленным производством и по¬током импортных товаров. Но некоторые все же сопро¬тивлялись. На заводах Дунашова, Бармина, Храпунова-Нового, Фартального, Куринного мастера пытались идти в ногу со временем, участвовать в фарфоро-фаянсовых съездах, российских и международных выставках-ярмарках.
Упадок промысла
После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них 7 наиболее крупных и хорошо оснащенных - стали государственными заводами:
1) Государственный фарфоровый завод № 1 в д. Фрязино - братьев Ф.А., В.А. и П.А. Барминых;
2) Государственный фарфоровый завод № 2 “Электра ” в с. Речицы - завод акционерного общества “Динамо-электро”;
3) Государственный фарфоровый завод № 3 в с. Речицы - М.М. Куринова;
4) Государственный фарфоровый завод № 4 в д. Кузяево - братьев И.Я. и А.Я. Храпуновых-Новых;
5) Государственный фаянсовый завод № 1 в с. Речицы - Н.Я. Фартального;
6) Государственный керамический завод треста "Мосхимоснова" в д. Фенино - С.И. Качинкина
7) Штамповочное отделение московского государственного завода "Изолятор" в д. Ново-Харитоново - братьев И.А. и С.А. Акулиных;
8) Завод братьев И.Т. и В.Т. Дунашовых в д. Турыгино;
9) Фарфоро-технический завод И.Т. Дунашова в д.
Национализация фабрик и мануфактур, начавшаяся ликвидация многоукладности экономики страны, явились первым шагом в процессе разрушения социально-экономической структуры Гжельского керамического района.Некоторый подъем был во времена НЭПа, вплоть до 1928 года. Активно развивались артели, существовало да¬же крупное предприятие, завод Дунашовых—Терехиных в дер. Турыгино, который работал с большим штатом писарих в две смены, выпускал широкий фарфоровый и майоликовый ассортимент. К 1928 году в Карповской волости производство кирпича, огнеупорных изделий, красной посуды, гончарной игрушки и полуфаянса выросло. Если в 1786 году таких заведений в волости было 8, в 1899 г. – 4, то в 1928 г. – 34. Живописцы, потерявшие работу на фабриках, перешли на изготовление глиняной игрушки, а ее можно было делать дома и обжигать в обычных печах. Большие надежды возлагались в этот период на кооперацию, которая взяла бы на себя организацию и самого производства и сбыт товара. В Карповской волости появилась артель игрушечников, объединившая 5 хозяйств (15–20 человек), а также артель кирпичников в деревне Минино. Появился кирпичный завод при сельском комитете взаимопомощи в деревне Сидоровой.
Начала складываться ме¬стная система профессионального образования, в частно¬сти, в с.Новохаритоново появилась Керамическая школа. В результате в Гжели ста¬ли появляться профессионально подготовленные мастера.
Некоторые, наиболее удачные изделия из фарфора даже шли на экспорт например: скульптура Б. Ланге «Богатырь». Коллективизация 20-х годов нанесла непоправимый урон промыслу. Артели и частные заводики были закрыты, уничтожались образцы и формы, по которым можно было бы наладить выпуск на новом производстве. Мастеров, у которых было свое дело, сослали в Сибирь и на Север. На долгие годы была прервана преемственность мастерства.
Фарфор.
Возрождение традиций на промысле.
В Гжели в предвоенные и послевоенные годы на базе частных заводов стали развиваться государственные предприятия, на которых выпускали самую разнообразную продукцию. Местное население мало принимало участие в разработке новых видов и образцов для тиражирования, так как всех мастеров в 30-е годы сослали и профессия художника - керамиста была в Гжели не очень престижной и даже опасной. В основном разработки делались художниками из Москвы от случая к случаю.
Возрождение Гжели началось с изучения старых гжельских изделий искусствоведом Александром Борисовичем Салтыковым. Он впервые атрибутировал гжельскую керамику XVIII века и задался целью возродить промысел. Работая в НИИ Художественной Промышленности, он подключил к исследовательской работе художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического Музея и на основе этого материала были разработаны эскизы современных вещей. Опытной площадкой для внедрения этих разработок выбрали одно из предприятий Гжели артель «Художественная керамика» в деревне Турыгино, где выпускали изделия из фарфора но не отвечающие лучшим традициям гжельского народного промысла. В 1944-56 годах с трудом удалось внедрить несколько образцов с новой кобальтовой росписью. Бессарабова обучала мастериц, утерявших мастерство из-за прерванной преемственности. Особенно выделялись несколько турыгинских писарих, Т.С.Дунашова, Т.С. Еремина, М.С. Манайкина, М.С. Толпегина. Они сначала выполняли росписи на фарфоре по эскизам Бессарабовой, а потом стали делать и свои композиции. Уже после Бессарабовой Т.С. Дунашова стала работать самостоятельно и создала много интересных работ. С 1954 года начала работать Л.П.Азарова, позже пришла З.В.Окулова, к 1983 году творческий коллектив мастеров и художников составлял около 70 человек. Большую роль в организации и развитии этого самого крупного предприятия (до 1500 работаюших) на гжельском промысле играл его директор В.М.Логинов. Ему Гжель во многом обязана своей славой и популярностью. Множество выставок, изданий, фильмов было организовано и создано в это время. В 70-90 года мода на гжель захватила все слои общества. Выпуск продукции был ограничен т.к. в основном все процессы выполнялись вручную, хотя и увеличивался с каждым годом. В то время народным художественным промыслом называли те предприятия, которые выпускали традиционную продукцию, как правило - это было одно производство на весь традиционный район. В Гжели таким предприятием было «Объединение Гжель». По сути это было производство, выпускающее художественные изделия и использующее местные традиции.
В начале перестройки в 80-е годы государством была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления и всем предприятиям было дано поручение освоить выпуск предметов домашнего обихода. В Гжели в основном фарфоровые заводы производили продукцию оборонного назначения, электротехническую и химическую. Выпуском художественной продукции из фарфора занималось только 2 предприятия: Производственное Объединение «Гжель» и Кузяевский фарфоровый завод. Теперь на каждом заводе стали открываться участки ТНП, где наряду с фарфоровой посудой, которой не хватало в стране, стали выпускать и художественные вещи. Приходила молодежь, получившая профессиональные навыки в Гжельском техникуме. Одним из самых крупных заводов в то время был «Гжельский завод Электроизолятор» (3000 работающих), где занимались выпуском фарфора с1818 года.
В связи с перестройкой госсистемы многие предприятия Гжели лишились основных заказов на технический фарфор, а спрос на художественные гжельские изделия все возрастал. Многие предприятия постепенно перешли на выпуск художественной продукции. Таким образом, гжельский промысел стал возвращаться к былым временам развития художественного производства. Предприятия акционировались, некоторые поменяли собственника. К 2007 году художественные изделия из фарфора выпускают: «Объединение Гжель» и «Художественные мастерские Гжель» в деревне Турыгино и деревне Бахтеево; «Галактика», «Звезда Гжели» и «Речицкий фарфо¬ровый завод» в селе Речицы, «Шекма» (Шевлягинский завод спецкерамики)в деревне Шевлягино; «Гжельский завод Электроизолятор» в селе Новохаритоново и в селе Речицы, «Жгель» деревне Карпово; «Синь России» в селе Гжель, и десятки небольших частных мастерских, из которых можно выделить мастерские В.Голунова, М.Тарыгина. И майолику «Гжельский экспериментальный завод художественной керамики» в селе Речицы, «Гжельский гончарный завод» в селе Гжель. Возникла конкуренция в борьбе за рынок. В начале ассортимент предприятий мало отличался друг от друга. В ход шли даже копирование или заимствование моделей. Но уже к 2004 году утвердилось стремление создавать свою индивидуальную коллекцию изделий, качество продукции заметно улучшилось, художественный уровень вырос, особое внимание стало уделяться ассортименту. Все больше предприятий стали обращаться в художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам правительства Московской области для включения своих производств в реестр по Народным художественным промыслам и получения регистрации места бытования. Но не всех радует возвращение старых предприятий к выпуску традиционного фарфора. Повторилась такая же история, как и в XVIII веке с владельцем майоликовой мануфактуры Гребенщиковым. Хозяин «Объединения Гжель» В.М.Логинов, поняв, что он теперь не является монополистом по выпуску любимого всеми сине-белого фарфора стал «воевать» с гжельскими соседями-владельцами фабрик. Посыпались обвинения в плагиате. Начался вал ангажированных статей в прессе и передач на телевидении и даже обращения в высокие инстанции. Но постепенно потребители гжельского фарфора стали сами разбираться в направлениях нового гжельского фарфора и из огромного разнообразия выбирать понравившиеся работы. И у каждого гжельского коллектива появилось свое направление в фарфоре и узнаваемые черты: Объединение «Гжель» славится уникальными авторскими разработками известных и именитых художников, «Гжельский завод Электроизолятор» - это выпуск качественных, разнообразных не дорогих серийных изделий, в основном утилитарных; Галактика - тиражирование светильников и настольных ламп; «Звезда Гжели»-тончайший фарфор с графичной росписью; мастерская В.Голунова - киоты с сочетанием подглазурного кобальта и многоцветной надглазуркой с пестрением золотом.
Народный традиционный художественный промысел Гжель живет. Люди хранят, оттачивают и передают из поколения в поколение мастерство, вкладывают свою душу, в казалось бы, неодушевленный кусок глины, превращают его в уникальнейшее творение человека, в вечно живое явление культуры.

Валентин Розанов Гжель 2007г.