Коллекционеры всегда стараются внести в безумный мир вещей немного логики и посвящают свои собрания определенной теме - и потому популярностью пользуются молочники и сливочники, банки для кофе и сырные доски.
До кризиса антикварный рынок как правило отвергал даже малейшие повреждения фарфоровых предметов, и любой поврежденный предмет из фарфора стоил примерно в десять раз меньше такого же предмета из фарфора в идеальном состоянии. Поврежденный предмет никогда не сравняется с целым по выгодности вложения средств. Однако на владельцев поврежденного фарфора работает время и свойства фарфора - его хрупкость. И все же фарфор для коллекции следует приобретать прежде всего для удовольствия, а не как вложение капитала.
Порой даже профессионал, коллекционер фарфора с большим стажем не может с точностью уверждать, оригинал перед ним или подлинная вещь из фарфора. Что уж говорить о новичке-дилетанте, не знакомом с качеством материала и особенностями живописной разделки. Конечно, опыт приходит со временем, а чтение посвященной фарфору литературы и поиск информации по справочникам помогут начинающему коллекционеру. Вот несколько советов, которые помогут вам определиться - подлинник перед вами или подделка.
1. Марка (клеймо) изготовителя фарфора
Многие мануфактуры защищают свои изделия подглазурным клеймом, наносимым кобальтом. Такое клеймо получается немного расплывчатым, в отличие от наносимого на глазурь поддельного клейма такой же формы.
Мошенники могут сошлифовать старое клеймо с похожей по стилю вещи, нанести новое, заново покрыть глазурью и обжечь. Однако поскольку кобальт уже не может впитаться в массу, клеймо сохраняет яркий цвет и четкость, видные невооруженным глазом.
Глазурный пятачок - когда глазурью покрыто только то место, где проставлено новое клеймо - свидетельствует о подделке.
2. Состояние предмета.
Старинная вещь должна выглядеть старо. Старинный фарфор имеет грязь на дне, поскольку бисквит впитывает в себя пыль и жировые наслоения на полке.
Идеальное дно фарфорового изделия означает то, что оно сделано недавно.Однако мошенник может нарочно загрязнить дно новодельного фарфора.
Микроцарапины и грязевые включения на старом фарфоре неизбежны.
Мошенники не всегда отмывают дно, отправляя подделку в печь, поэтому грязно-серый цвет донного кольца свидетельствует о фальсификации.
3. Техника исполнения.
Даже при нанесении рисунка на старинное белье с правильной маркой существует разница между старинными и современными красками.
Например, старинные изделия из фарфора ИФЗ расписывались при использовании более жидких красителей, краска ложилась тонким слоем при отсутствии ощущения мазка. Мазок краски на современной подделке гуще, он имеет объем.
Обжиг всех красок на фарфоре одновременно стал возможен сравнительно недавно. Фарфор, изготовленный по старинной технологии, нуждался в многоступенчатом обжиге разных цветов от высоких температур к низким, и отличается особой гладкостью рисунка, нарушаемой лишь наличием эмалевых вставок.
Красочный слой сверху видимых царапин на фарфоре свидетельствует о подделке. Правило 30 градусов: все дефекты и недостатки на любом предмете из фарфора вы увидите, рассмотрев вещь под углом 30 градусов.
Роспись фарфора в отличном от общепринятого на том или ином заводе в то или иное время стиле должна насторожить.
Подделка может отличаться от оригинала по составу глины, по весу, технологии изготовления. Нередко настоящий фарфор можно отличить от фальшивого по тому, насколько быстро он нагревается в руке. Настоящий фарфор дольше остается прохладным.
Как правило, чем ниже цена, тем вероятнее, что перед вами подделка.
В России целая подпольная индустрия специализируется на производстве поддельных предметов старины. На подделку можно наткнуться и на именитом аукционе, и в небольшой антикварной лавочке при покупке недорогого фарфорового сервиза. И если раньше это касалось только коллекционеров, то теперь - всех, кто думает о том, как спасти свои деньги от кризиса. Среди недорогого (сравнительно) антиквариата подделок более 80 процентов. Подделывают практически все: старинный фарфор, мебель, часы, скульптуру и даже старинные монеты, вплоть до античных.
Из старинного фарфора наибольшей популярностью пользуется посуда Императорского фарфорового завода с клеймами эпохи Елизаветы и Петра Третьего. В антикварных салонах императорской посуды лежит втрое больше, чем выпустил завод в XVIII веке. Современные технологии позволяют в кустарных условиях подделывать не только клейма, но и производить "столетние" трещины на посуде. На вазах можно делать такую печатку, что визуально даже специалист не отличит ее от ручной гравюры.
По словам одного из московских антикваров, уникальный саксонский фарфор Мейсен и знаменитый венгерский фарфор Херенд с изысканной ручной росписью также делается в подпольных мастерских Подмосковья.
Уважаемые коллекционеры фарфора, будьте бдительны!
Определение качества керамических изделий визуальным методом
Керамика - один из древнейших материалов, используемых при изготовлении посуды и художественных изделий. Среди ее положительных свойств - прочность, термостойкость, экологическая и химическая безопасность, эстетические качества.
Керамика - это изделия из глины или глинистых веществ с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига. Для улучшения потребительских свойств керамику покрывают глазурью.
В производстве керамики используются следующие материалы:
пластичные - глины и каолин (мономинеральная порода, состоящая из каолинита)
отощающие, снижающие усадку при сушке и обжиге - кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и фаянса, шамот
плавни, снижающие температуру спекания и создающие стекловидную фазу - полевой шпат и пегматит
материалы для глазури.
Факторы, формирующие потребительские свойства и качество изделий из керамики - вид керамики, способ формования, вид декорирования.
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики - гончарная керамика.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Край борта или основание изделия из фарфора не покрыто глазурью. Сырье для фарфора - каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 - 12%. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса - беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 - 5%, используется в производстве посуды.
Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15%, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Изготавливаются при помощи литья. Сырье - беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18%. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами. Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.
Процесс производства керамических изделий включает в себя следующие этапы: подготовка сырья, получение керамической массы, ручное или механизированное формование / литье / полусухое прессование, сушка и правка, первый обжиг, глазурование, политой обжиг, декорирование.
Качество художественных изделий из керамики определяется по нескольким техническим показателям, в т.ч.: внешний вид, долговечность, соответствие назначению. На различных стадиях процесса изготовления керамики могут возникнуть производственные дефекты.
Дефекты внешнего вида - это дефекты черепка, глазури и дефекты декорирования.
Дефекты черепка формируются на этапах подготовки массы, формования (литья), сушки и первичного обжига. Для ручного и механизированного формования все инструменты должны содержаться в чистоте.
Глазури - глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на глиняном черепке слоем толщиной 0,12 - 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.
Декорирование - художественное оформление готового изделия с применением деколей, штампов, ручной росписи. Ручная роспись - наиболее дорогостоящий и трудоемкий способ декорирования. Штамп используется при декорировании изделий повторяющимися мотивами, для нанесения штампа на край изделия применяют штемпельный ролик.
Шлифование края и ножки изделия - это заключительная стадия обработки.
Дефекты формования фарфора и других керамических изделий и причины их возникновения
Ручное формование:
Полуфабрикат прилипает к форме: массу закладывали в форму мокрыми руками, влажность массы неравномерная, шаблон не очищен от прилипшей массы, шаблон установлен неправильно.
Царапины и борозды: недостаток массы в форме.
Механизированное формование:
Прогиб дна: недостаточное нагревание центральной части формующего ролика, недостаточно выдержан вакуум, загрязнен формующий ролик.
Деформация края, заметная после обжига: заготовка массы положена не в центр формы или смята, загрязнена поверхность рабочего кулачка, мягкая масса.
Трещины по краю: использованы новые или загрязненные формы, высокая температура сушки, малое вакуумирование массы.
Трещины по ножке: высокая температура ролика, низкая скорость формования, быстрая и односторонняя сушка, смещения центра ролика при наклоне.
Шероховатая поверхность полуфабриката: большая всасывающая способность гипсовых форм, перегреты формы, плохо действует вакуум, изношены гипсовые формы.
Дефекты литья и причины их возникновения
Разная толщина черепка: несоблюдение заданного времени набора черепка, недостаточно или односторонне высушены формы, одновременно используются новые и старые формы.
Деформация: полуфабрикат прилипает к форме, рано вынут из формы, небрежное извлечение полуфабриката из формы, неравномерная сушка, иногда из-за сквозняка.
Трещины: долгое выдерживание полуфабриката в форме, быстрая или одностороняя сушка, неаккуратная подрезка края горловины или носика, расслоение массы из-за недостаточного перемешивания шликера в форме.
Пятна: загрязненная или расслоившаяся масса, изделия вынимали из формы мокрыми руками.
Дефекты сушки
Дефекты сушки могут появляться не только вследствие нарушения режима, но и отклонения от технологических параметров на предыдущих этапах производства. Состав массы оказывает существенное влияние на результат сушки. Дефекты появляются вследствие высокого содержания воды, набухания из-за высокого содержания глинистых составляющих при неправильно выбранном режиме сушки. Деформация полуфабриката происходит из-за возникновения больших перепадов влажности в черепке во время сушки. Деформация может возникнуть из-за технологии формования. Черепок разрыхляется при нагревании во время сушки из-за большой разницы между частотами вращения шпинделя и ролика или сильного давления ролика.
Наряду с вышеуказанными основными видами дефектов при сушке изделий встречаются и следующие дефекты:
Деформация и трещины, приводящие к разрушению изделия: интенсивная сушка, не учитывающая возможностьи перемещения влаги в полуфабрикате.
Появление ржавых пятен: несоблюдение правил эксплуатации сушилок, металлические детали не покрыты антикоррозийной краской.
Дефекты обжига
Обжиг оказывает решающее влияние на результат всего технологического процесса. Первый этап обжига применяется для очистки, упрочения черепка. После первого обжига на поверхность изделия наносят слой глазури. Второй обжиг (политой) применяется для окончательного спекания черепка и равномерного распределения глазури.
Дефекты первого обжига:
Серая окраска: налет серы во время первого обжига (заметен только после политого обжига).
Трещины: слишком быстрое нагревание или охлаждение.
Деформация: неровная поверхность опоры, одностороннее воздействие температуры.
Дефекты политого обжига:
Трещины с заплавленными краями: скачок температуры в процессе нагревания.
Трещины с острыми краями: скачок температуры во время охлаждения.
Деформация: пережог, часто также дефект формования.
Желтая окраска: запоздалое или недостаточное восстановление.
Голубоватый оттенок: рано начато восстановление, недостаточная выдержка при максимальной температуре.
Наколы: нарушение газового режима обжига, попадание в глазурь карбида кремния.
Серая окраска: наличие серы в топливе.
Коричневатые края, а также матовые пятна и налеты на глазури: дымовые газы в зоне охлаждения.
Недостаточная провечиваемость, матовая поверхность: низкая температура или недостаточная продолжительность обжига.
Высокая просвечиваемость, вспучивание: пережог.
Прыщи: недостаточная температура первого обжига или восстановление начато ниже температуры 980 гр.С.
Дефекты глазурования
Сборка глазури: загрязнение изделия жиром, сажей, пылью. Необходимо: соблюдать чистоту, тщательно обеспыливать поверхность, при налете сажи повторно обжигать.
Цек (сетка трещин на глазурном слое): слишком тонкий помол. Необходимо контролировать степень помола.
Натек (утолщение): неправильное глазурование, очень толстый слой глазури, недостаточная частота вращения изделия при поливе, высокая плотность глазури. Необходимо тщательно очищать или сливать остатки глазури, контролировать плотность глазури, (при необходимости уменьшать ее), проверять оборудование.
Приплавление к подставке: остатки глазури на опорных поверхностях, грязная вода в машине для зачистки глазури. Необходимо обеспечивать равнмерное прижатие изделия к зачищающей ленте, чаще менять воду или использовать проточную.
Плешина: отскакивание или стирание глазури. Необходимо избегать столкновения изделий при загрузке и обработке, приклеивать ножку неустойчивого изделия.
Выгорка: остатки пыли. Необходимо обеспечивать хорошую обдувку и влажную замывку полуфабриката.
Заглазурованная засорка: кусочки массы в глазури или на поверхности изделия после первого обжига. Необходимо чаще процеживать глазурь через сито, улучшить контроль изделий перед глазурованием.
Неровная, волнистая глазурь: сильная струя глазури, большая частота вращения шпинделя. Необходимо проверить оборудование и настроить его заново, проверить состав глазури и температуру политого обжига.
Трещина: велик температурный коэффициент линейного расширения глазури. Необходимо проверить состав глазури.
Отекание глазури: плотная глазурь, завышена температура политого обжига. Необходимо проверить плотность глазурной суспензии, состав глазури и температуру политого обжига.
Вскипание глазури (пузыри и прыщи): быстрый подъем температуры во время обжига, глазурь расплавилась до окончания выделения газов из черепка. Необходимо проверить режим политого обжига.
Булавочные наколы: лопнувшие, но не закрывшиеся пузырьки воздуха в глазури, узкий интервал плавления глазури. Необходимо расширить интервал плавления глазури.
Матовость: кристаллизация глазури вследствие воздействия SO2 из печных газов, низкая температура политого обжига. Необходимо проверить режим политого обжига.
Дефекты декорирования изделий деколями
Остатки бумаги под изображением: недостаточное размягчение деколи, водонепроницаемые места (масло, пятна лака) на бумаге - на этих местах образуются пузыри, которые разрушают изображение.
Вскипание краски: недостаточно тщательное расправление деколи, остатки воды под деколью.
Пузыри: недостаточно выдавлены вода и воздух из-под деколи, пузыри при обжиге лопаются, разрушая в этих местах слой краски.
Складки: плохое расправление и небрежное наложение деколи на искривленные поверхности.
Белесые пятна после обжига: использована загрязненная или жесткая вода, изделия плохо протерты.
Загрязнения после перевода деколи: небрежная протирка изделия.
Ломкая деколь: плохой лак, низкое качество бумаги.
Дефекты нанесения штампа
Отпечаток штемпеля расплющен: жидкий препарат золота, неравномерное давление на штемпель, толстый слой лака.
Отпечаток штемпеля неполный (нет отдельных мест рисунка): густой препарат золота, на изделии были жирные пятна (отпечатки пальцев), недостаточно клейкий лак.
Штемпель воспроизводит тонкие контуры: штемпель износился, его следует заменить.
Загрязненный отпечаток: загрязненный штемпель (волокна и др.)
Отпечаток подложки штемпеля: подложка выступает за пределы изображения.
Сильное или слабое прилипание пудровальной краски: неравномерно нанесена пленка лака.
Царапины на отпечатке, остатки пудровальной краски в углублениях под ручками и внутри полых изделий: неосторожное припудривание и недостаточный контроль.
Стирание контуров рисунка - излишнее количество керосина или чрезмерное удаление пудровальной краски.
Различный тон изделий: добавлено разное количество керосина, плохой сравнительный контроль.
Отклонение цвета смешанных красок: несоблюдение рецепта смешения.
Новый метод датировки керамики
Химики из университетов Манчестера и Эдинбурга предложили новый метод датировки древней керамики, который оказался более точен, чем радиоуглеродный анализ, но при этом обходится гораздо дешевле, ведь для его выполнения нужны всего лишь огонь и вода. У археологов до сих пор не было надёжного метода анализа возраста керамики. Существует термолюминисценция, которая позволяет установить дату появления того или иного предмета по его естественной радиоактивности.
Если повезёт найти в том же пласте породы какие-либо органические вещества (частички костей или дерева), то можно воспользоваться методом радиоуглеродного анализа. Но он даёт широкий разброс дат, и при этом всегда существует опасность загрязнения образцов чужеродной органикой.
Датировать отдельный черепок горшка по стилю его исполнения, который существовал в определённые времена, практически невозможно.
Британские учёные предлагают новый метод "регидроксиляционной датировки" (rehydroxylation dating), который можно использовать для керамики из обожжённой глины. В 2003 году эта группа учёных установила закон, определяющий зависимость скорости реакции керамики и атмосферной воды от времени: y=x1/4. Закон показывает, что если за первый день (месяц, год) керамика впитала один грамм воды, то через шестнадцать дней (месяцев, лет) она наберёт уже два грамма, через 81 – 3 грамма, и так далее.
Новый закон позволяет датировать древнюю керамику
Полученные данные свидетельствовали: глиняные изделия с годами набирают вес (чем старше, тем больше), а начинается этот процесс после того, как керамику вытаскивают из печи после обжига. Применение открытию нашли не сразу, но постепенно учёные догадались, что нагревание керамики до 500 °C приведёт к потере химически связанной накопленной воды. Точное измерение потери веса позволяет определить, сколько воды тот или иной артефакт набрал с годами, а значит, и сколько ему лет.
Позже метод доработали и проверили на экспонатах, которые хранятся в Лондонском музее (Museum of London). Предметы искусства принадлежали разным эпохам (Римская империя, средневековье, а также современность). Достоверный и очень точный результат (вплоть до года) учёные получили с теми из них, возраст которых не превышал двух тысяч лет. Впрочем, в дальнейшем археологи надеются расширить границы до 10 тысяч лет.
Новому методу есть и другое применение: зная точный возраст керамического изделия, можно будет определить, при какой температуре он содержался первые годы. Таким образом, станет возможным больше узнать о климатических условиях определённой местности, которые существовали много лет назад.
Также новый метод позволит выявлять поддельные керамические изделия. Новый метод позволит определять возраст не только горшков, но и черепицы, а также построек из кирпича. Выяснение возможности использования регидроксиляционной датировки для определения возраста фаянса и фарфора - в планах британских археологов.